Сезон-2022/23 стал для «Лидса» катастрофичным – клуб вылетел из АПЛ. Не помогло даже приглашение Сэма Эллардайса на роль спасителя. В «Лидсе» началась новая жизнь – главным тренером стал Даниэль Фарке, дважды выигравший Чемпионшип с «Норвичем». Немец получил солидный по меркам лиги состав и взялся за возвращение команды в элиту. И «Лидс» был близок к возвращению в премьер-лигу, однако уступил в финале плей-офф «Саутгемптону». Теперь клуб полностью перекраивает состав. Что происходит с «Лидсом»? Как он расплачивается за неудачи прошлого?
Попытались вернуться в АПЛ сразу же, но не вышло
Перед первым сезоном в Чемпионшпе «Лидс» тратил на зарплаты 41 миллион фунтов в год. Это, конечно, не «Лестер» (59 миллионов), но всё же расходы огромные. Для сравнения, «Ипсвич» тратил меньше 15 миллионов в год на зарплаты.
Руководство «Лидса» сделало ставку на быстрое возвращение в элиту, так что постаралось сохранить активы. Главная продажа – Тайлер Адамс, за которого «Борнмут» заплатил 27 миллионов евро. При этом «Лидс» ещё и ушёл в небольшой минус (2 миллиона) по итогам трансферного окна, подписав 6 новичков. Однако 11 человек отправились в аренду. Некоторые из них играли бы в основе «Лидса», но не захотели оставаться в Чемпионшипе, так что Джек Харрисон поехал в «Эвертон», Кристенсен в «Рому», Ааронсон в «Унион Берлин», Марк Рока в «Бетис».
В итоге «Лидс» занял третье место в Чемпионшипе, а в плей-офф за путёвку в АПЛ дошёл до финала, где уступил «Саутгемптону».
Руководство не стало увольнять Даниэля Фарке и подписало спонсорский контракт с Red Bull (пока без участия в структуре корпорации), однако убытки прошлого сезона вынудили принять меры. За последние пару месяцев клуб изменился до неузнаваемости.
«Лидсу» в летнее ТО пришлось распродать половину состава
Этим летом «Лидс» заработал на трансферах 162 миллиона евро – продано девять игроков. В том числе три лидера команды. В каждом случае были активированы отступные, хотя отдельные случаи кажутся абсурдными.
В сезоне-2022/23 «Лидс» купил нападающего «Хоффенхайма» Жоржиньо Рюттера за 40,5 миллионов евро. «Лидс» сражался за выживание, поэтому зимой не поскупился на форварда. В итоге Рюттер стал основным игроком команды. В прошлом сезоне он забил 6 голов и отдал 15 голевых передач в лиге. Однако этим летом его выкупил «Брайтон» – за 46,7 миллионов евро. Маленькая прибыль «Лидса» объясняется отступными, которые срабатывали, если клуб находился в Чемпионшипе. В итоге самый ценный актив принёс «Лидсу» лишь 6 миллионов евро. Фарке недоумевал.
«Когда я узнал об отступных в контрактах, я попросил всех причастных к трансферной работе готовиться искать замену Жоржиньо. Рюттер – уникальный футболист, я бы даже назвал его выдающимся, когда у него идёт игра», – сказал Даниэль Фарке.
Пришлось отпустить и Арчи Грея. 18-летний полузащитник в прошлом сезоне отыграл в Чемпионшипе 47 матчей с учётом плей-офф. К слову, Арчи Грей принадлежит к настоящей футбольной династии – он четвёртый член семьи, поигравший в «Лидсе». Возможно, это один из самых важных игроков команды в прошлом сезоне – Фарке научил его играть в качестве правого защитника. Теперь придётся справляться без него – «Тоттенхэм» заплатил за игрока 40 миллионов фунтов.
«Понимая привлекательность Премьер-лиги и европейского футбола, клуб с тяжелым сердцем согласился на трансфер, но этот шаг укрепил решимость совета директоров в конечном итоге вернуть «Лидс» на позицию, на которой он сможет удовлетворить футбольные амбиции даже своих самых ярких звезд», – говорится в заявлении «Лидса», объявляющем об уходе Грея.
В идеальном мире «Лидс» мог бы остановить распродажу после потери двух ключевых игроков, но ими не ограничилось – Крисенсио Саммервилл отправился в «Астон Виллу». Игрок подвергался критике и от Джесси Марша, и от Марсело Бьелсы, однако при Фарке раскрылся. В прошлом сезоне на его счету 46 матчей, 20 голов (в том числе 4 с пенальти), 9 ассистов. 22-летний футболист получил награду лучему игроку сезона в Чемпионшипе.
Логично, что летом за ним пришли клубы АПЛ. После неудачных переговоров «Астон Вилла» просто активировала пункт об отступных и заплатила за игрока 27 миллионов фунтов.
При этом «Лидс» окончательно продал игроков, проведших прошлый сезон в аренде (Луис Синистерра, Марк Рока, Диего Льоренте), вновь отправил в аренду Харрисона, а также продал Глена Камара (37 матчей в прошлом сезоне). Сразу 6 человек ушли как свободные агенты.
Фарке пытается построить новую команду, но качественно заменить ушедших игроков не получится
Этим летом «Лидс» уже успел потратить более 25 миллионов евро и приобрёл четырёх футболистов. Джо Родон, который провел прошлый сезон в аренде в «Лидсе», теперь стал игроком команды на постоянной основе – «Тоттенхэм» получил за него 10 миллионов фунтов. 23-летний полузащитник Ларжи Рамазани обошёлся примерно в эту же сумму – «Альмерия» вылетела из Примеры, так что с радостью продала актив.
Также были подписаны 24-летний правый защитник Джейден Богл из «Шеффилда» (5 миллионов фунтов), 31-летний вратарь Алекс Кэрнс из «Солфорд Сити» (сумма компенсации не раскрылась) и 29-летний полузащитник Джо Ротуэлл из «Борнмута» (аренда). Однако и руководство, и тренер признают, что этого недостаточно для борьбы за промоушен.
«Нам определённо нужно усиление, если мы хотим быть амбициозными. С 12 или 13 опытными игроками и горсткой ребят, которые едва ли сыграли 20 матчей, этот эмоциональный клуб не сможет добиться своих целей. У нас есть хороший состав, на него можно опираться, как на фундамент. Но нам точно необходимо подписать ещё нескольких игроков. И это произойдёт в ближайшие дни», – заявил Даниэль Фарке 24 августа.
На протяжении 5 последних сезонов «Лидс» тратил на трансферы больше, чем зарабатывал на продажах. В отдельных сезонах отрицательное сальдо добиралось до отметки в безумные 127 миллионов евро. Попытка сразу же вернуться в высшую лигу после вылета обернулась провалом. Теперь клуб пытается жить по средствам, которых стало заметно меньше. Возможно, это стандартный путь для всех команд, стремящихся задержаться в АПЛ любыми способами, и по нему вполне может пойти «Ноттингем Форест» или «Ипсвич», который этим летом уже потратил 116 миллионов – в разы больше, чем за всю свою историю.