Сербия – уникальная сборная. Абсолютно все знают, что у них очень крепкий состав, поэтому обсуждение перспектив команды сводятся к вопросу «Как они провалятся в этот раз?». На чемпионате мира в Катаре Сербия ужасно оборонялась, на Евро показала мастер-класс по совершенно серой игре в атаке. Кажется, что Драган Стойкович, тренер сборной Сербии, сделал всё, чтобы его подопечные ничего не создали впереди.
Игра Сербии в атаке – торжество безыдейности
Сербия – одна из худших команд турнира по ожидаемым голам (2,1). Хуже только Шотландия. 6 ударов в створ за 3 матча – хуже только Шотландия.
26 ударов по воротам за 3 матча – столько же у Словении, хуже только Шотландия. Албания нанесла 33 удара, Польша – 36, хотя обе команды играли в более трудных группах. Но нужно учитывать, что 15 из 26 ударов сербы нанесли в матче против Словении.
Сербия занимает второе число по количеству кроссов (69, у Германии на 6 больше). Правда, у Германии мы видели другие методы вскрытия обороны, тогда как подопечные Стойковича навешивали при первой возможности.
Сербия – лидер группового этапа по длинным передачам. Пасы становились короче только в ситуации, когда соперник садился в глубокую оборону. При этом длинные передачи работали плохо, как и навесы – Сербия выиграла лишь 44% верховых единоборств. Оказалось, что одна из самых высоких команд турнира просто не может контролировать воздух.
Свой единственный гол Сербия забила со стандарта – отличился Лука Йович. На Евро он отыграл 102 минуты. Удар по воротам Словении – его единственный удар за турнир. А ещё это единственное выигранное единоборство форварда.
В матче с Англией Сербия нанесла 6 ударов, хотя соперник вышел вперёд на 13 минуте. С 23 по 82 минуту сербы вообще не нанесли ни одного удара – почти час команда Стойковича обороняла 0:1.
Пассивность можно было списать на регламент группового этапа – поражений никто не боится, страшнее испортить разницу забитых и пропущенных. Однако на второй матч Сербия вышла практически с тем же составом – Тадич вышел вместо Милинковича-Савича, вместо Гуделя вышел Илич. В теории, команда должна была играть лучше, но за первый тайм сербы нанесли всего 6 ударов. Перестроения по ходу матча не сделали Сербию более опасной. Стойкович просто выпускал центральных нападающих в надежде, что они смогут зацепиться за мяч.
В двух матчах были отрезки, когда сербы не били по воротам больше 50 минут. Остаётся радоваться, что мы не увидим очный матч Сербии и Шотландии.
Стойкович открыл для себя концепцию ложных латералей, но не понял зачем
На матч против Англии Стойкович выбрали схему 3-4-3, которой доверял до конца турнира. При этом тройка в атаке весьма своеобразная – Милинкович-Савич, Влахович и Митрович играли по центру, лишь ситуативно смещаясь на фланги. Ну а сами фланги были отданы латералям Костичу (слева) и Живковичу (справа). В первом тайме получил травму Костич, его заменил Младенович.
С самого начала были подозрения по поводу Живковича. В ПАОКе Живкович играет правого инсайда в схеме 4-2-3-1. Он левша, так что предпочитает смещаться в центр. Сделать из него машину навесов не получится – он либо подаёт не рабочей правой, либо убирает мяч под себя, чтобы подготовить кросс левой (а защитники получают время на перестроение). Однако в сборной он занял позицию правого латераля.
На матч против Словении вышла та же пара латералей, что доигрывала матч с Англией – слева левша Младенович, справа левша Живкович. Но после первого тайма Стойкович решил сделать замену – вместо Младеновича вышел правша Гачинович. То есть слева играл правша, справа левша. И это в ситуации, когда от латералей требовались только навесы (намёков на комбинационную игру не было). В итоге каждый раз, когда сербы медлили на фланге, перекладывая мяч под удобную ногу, словенцы спокойно перестраивались. Ну а Гачинович за тайм отдал лишь один пас в финальную треть.
На 82-й минуте Стойкович заподозрил, что его план не работает, и заменил Живковича на Бирманчевича, так что на правом фланге появился правша.
Важный момент – Живкович был неплох, учитывая обстоятельства. Вот только в его зоне играл Душан Тадич – тоже левша, который убирает мяч под себя. В итоге любая атака сборной Сербии выглядела как долгая прелюдия к предсказуемому навесу с правого фланга. Либо Живкович, либо Тадич уберёт примет мяч, откатит его в сторону своих ворот и выполнит навес, который ждут защитники.
Стойкович открыл для себя концепцию ложных фулбэков, но не понял зачем. К третьему матчу он понял, что не нужно ставить левшу правым латералем.
Матч с Данией – апогей тактической импотенции сербов
После двух туров у Сербии было одно очко, в последнем туре требовалась победа. Стойкович пересобрал стартовый состав. На этот раз левша Живкович вышел играть левого латераля, так что теперь от него можно было ждать более своевременных навесов. Но попутно тренер пересобрал центр поля и линию атаки. Митрович вышел играть единственного нападающего, а под ним расположились Лукич и Самарджич – явно не креативщики. Ну а под ними расположились Илич и Гудель. Состав выглядел так, будто сербы цементируют центр поля и будут удерживать 0:0.
В первом тайме Сербия нанесла один удар (датчане – 5). Если был план на удержание нулевой ничьи, то он сработал. После перерыва Стойкович сделал двойную замену и выпустил Тадича и Йовича. По сути, он откатился к версии с двумя нападающими и креативщиком под ними из первых двух матчей. На 67-й минуте Стойкович выпустил Влаховича вместо Илича. Так мы увидели связку из Митровича, Йовича и Влаховича, под которыми бегает Тадич (наверное, дети в Сербии ставят такой состав в FIFA). Вот только игра от этого не менялась. Сербы нанесли первый удар за тайм только на 81-й минуте. В матче, где нужна только победа, сербы не били по воротам с 29 по 81 минуту. Ну а в сумме за игру они нанесли 5 ударов, всего один в створ.
При этом нельзя сказать, что Дания не давала Сербии играть. Во втором тайме датчане стали играть проще и реже владели мячом, так что у сербов накопилось 47% владения. Но они совершенно не понимали, как распоряжаться мячом. В сумме за матч Сербия выполнила 17 кроссов. Один Тадич, игравший пол матча, выполнил 7. Но всё шло на Митровича – у него 23 воздушные дуэли за матч. У Влаховича всего одна. Конечно, он провёл на поле чуть меньше получаса, однако в концовке можно было хоть немного разнообразить навесы.
Зато в концовке матча с Данией Стойкович придумал новую тактическую формацию: 5-0-5. Постепенно вырисовывалась линия сзади и спереди. По сути, оборонительная пятёрка решала, кто в этот раз навесит в толпу, а атакующая пятёрка боролась. Правда, перед штрафной никого не было, так что все подборы оставались за Данией.
На 92-й минуте пятёрка максимально продвинулась вперёд, а под ней осталось целых два игрока – так возник момент у Милинковича-Савича, но он плохо ударил.
Митрович чередовал проигранные дуэли в штрафной с наигранными падениями. Защитники придумывали новые комбинации в центральном круге, чтобы всё равно довести мяч до Тадича на левом фланге. Датчане ждали финального свистка.
Интересно, что за весь матч Сербия сфолила всего 5 раз – датчане, для сравнения, совершили 11 фолов. В игре Шотландии и Венгрии, где команды реально бились за победу, было зафиксировано 29 нарушений правил. В общем, Сербия бороться не собиралась.
Удивительное свойство сборной Сербии на Евро – отсутствие связи между составом и стилем игры. Если выходило больше оборонительных футболистов, то защита не становилась лучше. Если выходило больше атакующих игроков, то атаки не были опаснее.
При этом и матчи сербов проходили по одному и тому же сценарию. Подопечные Стойковича начинали играть короткими передачами только после того, как соперник отдавал мяч. Ну а длинные забросы не принесли никакой пользы.
Хорошо, что такая сборная вылетает вслед за Шотландией – Сербия не смогла бы навязать борьбу никому на этом турнире.