Трансферы – нормальная часть жизни любого клуба, помогающая обновлять состав и бороться за самые высокие цели.
Гораздо интереснее, когда игроков одной национальности забирают целыми пачками. Кто отличался подобным?
«Висла»: испанцы
Польская Висла ставит эксперименты даже играя во второй лиге. Прямо сейчас в ее составе аж 13 испанцев! 10 игроков, два тренера (в том числе главный Альберт Руде) и спортивный директор Кико Рамирес.
При этом национальность, скорее, связана с областью поиска новичков, чем с критерями отбора. Объясняет Кико Рамирес: «Владелец хочет сделать клуб современным и в то же время собрать конкурентный состав. Искусственный интеллект помогает нам находить игроков с хорошими данными, которые согласятся на предложенную зарплату. Это показывает взаимосвязь между ценой и тем, что из себя представляет футболист».
Пока выходит вполне продуктивно: клуб в финале Кубка Польши и 2 мая разыграет трофей с «Погонью». Во второй лиге дела пока похуже: на тоненького держатся в топ-6 и опережают конкурента лишь по дополнительным показателям, до лидера девять очков. Возвращение в вышку может оказаться под угрозой.
«Селтик»: азиаты
Прямо сейчас «Селтик» – один из самых (если не самый) азиатских клубов Европы. В заявке на сезон-2023/24 их аж восемь – пять японцев и три корейца. Главный – нападающий Кего Фурухаси с 15+4 во всех турнирах (в прошлом году было мощнее: 34+5). А почему «Селтик»?
Причина – бывший тренер Эндж Постекоглу: австралиец возглавил команду перед сезоном-2021/22 и сразу начал затариваться на азиатском рынке (10 из 26 подписаний при нем – из неевропейских клубов).
На Sports приводили еще несколько поводов переезжать в Шотландию: перспектива перехода в АПЛ, отличный вариант для адаптации к жизни в Британии и большие шансы на получение разрешения на работу и набор необходимых очков, которые помогут попасть в чемпионат Англии.
«Сент-Трюйден»: японцы
Вместе с «Селтиком» японцев собирает бельгийский «Сент-Трюйден». Прямо сейчас в заявке команды их шесть – в том числе Синдзи Окадзаки, приложивший руку к сказке «Лестера»-2015/16, а в прошлом сезоне заезжал Синдзи Кагава.
Все из-за владельца, японской компании DMM.com, выкупившей клуб в 2017-м. Тут же гендиром назначили японца Такаюки Татеиси, а новое руководство поставило цель сделать клуб мостом между Бельгией и Японией. Итог – 16 трансферов японских игроков за первые пять лет владения «Сент-Трюйденом». Самый известный после Окадзаки и Кагавы – Такехиро Томиясу, отыгравший за клуб год и уехавший в «Арсенал».
«Шахтер», «Зенит»: бразильцы
Про бразильскую диаспору в «Шахтере» вы наверняка помните: уже больше 20 лет клуб подписывает как минимум нескольких футболистов из этой страны. Превратили стратегию в выгодный бизнес: в топ-10 самых дорогих продаж аж семь бразильцев.
Замысел объяснял бывший тренер команды Мирча Луческу: «Президент и я мечтали, чтобы каждая игра «Шахтера» стала шоу. Мы хотели привлекать фанатов. Отсюда родилась идея сделать ставку на бразильцев. Если бы нам было нужно что-то другое, мы бы покупали аргентинцев и уругвайцев. Только бразильцы делают из футбола шоу».
Похожую стратегию перенял «Зенит»: с конца 2010-х петербуржцы с той же целью активно закупают бразильских игроков. Первые плоды уже есть: в 2023-м продали Малкома в «Аль-Хилаль» за рекордные 60 млн евро.
Петербуржский клуб уже в шутку называют «Зенитом» из Сан-Паулу (или из Рио-де-Жанейро): сейчас там аж восемь бразильцев, включая трех новичков, подъехавших этой зимой.
«Брентфорд»: датчане
Первое объяснение особенного внимания к игрокам из Дании – связь владельца «Брентфорда» Мэтью Бенхэма с «Мидтьюландом» (владел до 2023-го). Лучшие игроки датского клуба также могли претендовать на переезд в Англию благодаря общему спортивному директору Расмусу Анкерсену.
Другая причина – датский тренер Томас Франк, работающий с 2018-го: раньше он тренировал молодежные сборные страны и хорошо осведомлен о молодых талантливых соотечественниках. Полузащитник «Брентфорда» Матиас Йенсен подчеркивал роль Франка в селекции: «Он хорошо знает молодых игроков и умеет их развивать. Я знаю, что многие датские игроки выбрали «Брентфорд» из-за Франка».
В последние годы состав начали разбавлять другими скандинавами: помимо пять датчан в заявке на сезон-2023/24 исландец Хакон Вальдимарссон и норвежец Кристоффер Айер.
«Вулверхэмптон»: португальцы
Для понимания контекста: еще в 2018-м в «Вулверхэмптоне» числилось аж 11 португальцев, спустя два года их количество сократилось всего на один (хотя сейчас всего четверо). Почему так?
Все дело в том, что клуб неофициально управляется португальским агентом Жорже Мендешем, который продавливает трансферы своих клиентов. «Вулверхэмптон» даже называли новой империей Мендеша.
Перелом случился в 2016-м: клуб выкупила китайская компания Fosun International, которая за год до этого приобрела 20% в агентстве португальского агента Gestifute. После этого в Англию резко начали приезжать его клиенты, причем именно в «Вулверхэмптон».
С 2017-го по 2021-й команду тренировал Нуну Эшпириту Санту – хороший друг Мендеша. Получалось неплохо: несколько наград лучшему игроку месяца, седьмое место в АПЛ-2019/20 с рекордом по очкам и четвертьфинал Лиги Европы (лучшие результат клуба с финала Кубка УЕФА-1971/72).
На смену пришел другой клиент агента – португалец Бруну Лаже, продержавшийся полтора года. Следующие тренеры с Мендешем уже никак не связаны.
«Оренбург»: латиноамериканцы
Основной поток латиноамериканских игроков начался летом 2022-го, когда во всей РПЛ начали обращать внимание на местный футбольный рынок. В чем-то модель «Оренбурга» похожа на стратегию «Зенита», только приходят представители разных национальностей.
Летом 2022-го приехали сразу шесть латиноамериканцев: четыре аргентинца (Габриэль Флорентин, Лукас Вера, Матиас Перес и Брайан Мансилья), костариканец Джимми Марин и парагваец Диего Акоста. Через год география расширилась: кроме аргентинца Томаса Муро взяли эквадорца Джастина Куэро и чилийца Хорди Томпсона. При этом потеряли только Диего Акосту (ушел свободным агентом).
Подробностей подкидывал президент «Оренбурга» Василий Еремякин в интервью «Матч ТВ» и объяснял, почему берут преимущественно аргентинцев: «В стране очень серьезные инфляционные процессы, просела экономика местных клубов. Начали проводить консультации, вышли на агентов, которые предложили приемлемые условия.
Главное, что уровень футболистов, перешедших в итоге в «Оренбург», достаточно высокий. Мы просмотрели несколько десятков игроков – чилийцев, уругвайцев, костариканцев, венесуэльцев, из других стран; увидели достаточно много качественных ребят за сравнительно небольшие деньги».
Бонус. «Олимпиакос»: испанские тренеры
Еще один клуб, собирающий испанцев, – «Олимпиакос». Но есть нюанс: в отличие от «Вислы» тут собирают тренеров этой национьности: восемь за 16 лет! Вот список героев:
- Пеп Сегура (2008)
- Эрнесто Вальверде (2008 – 09, 2010 – 2012).
- Мичел Гонсалес (2013 – 2015).
- Виктор Санчес дель Амо (2016).
- Оскар Гарсия (2018).
- Карлос Корберан (2022).
- Диего Мартинес (2023).
- Хосе Луис Мендилибар (2024).
Официально руководство «Олимпиакоса» не объясняло любовь к испанским тренерам, но тенденция четко прослеживается: только в сезоне-2023/24 команду возглавляли аж двое.